RU
4 July 2019
Умный город должен строиться в интересах жителей
07/04/2019 04:12:56 pm
Умный город должен строиться в интересах жителей

Москвичи активно участвуют в управлении городом с помощью электронных сервисов: 280 услуг и сервисов жители города сегодня могут получить в электронном виде. Эти цифры привела Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Наталья Сергунина в ходе панельной дискуссии «Инструменты управления городом. Приоритеты и практики городского развития» на Московском Урбанистическом Форуме 2019.

В дискуссии, которую провел председатель компании BCG Ханс-Пол Бюркнер, ее участники — ведущие специалисты по городскому планированию Тель-Авива, Вены и Бордо — отметили, что современные системы управления должны не только обеспечивать равный доступ всех горожан к электронным сервисам, но и учитывать их индивидуальные особенности. Для жителей мегаполиса важно также считать себя частью городского сообщества, активно участвовать в жизни города и гордиться им.

Индивидуальный подход к жителям

По словам Натальи Сергуниной, с жителями каждого из 146 районов Москвы необходимо найти приемлемый формат общения: те подходы, которые работают в центре, может быть не востребованы в других районах. Столица активно использует такие сервисы как «Активный гражданин», портал «Наш Город», различные краудсорсинговые платформы для общения с жителями.

При этом коммуникация не должна выстраиваться исключительно в онлайн-режиме, считает заммэра. «Ничто не заменит живое общение между Городом и его жителями. В рамках программы «Мой район» мы ищем новые форматы общения с горожанами», — отметила Наталья Сергунина. — Человек должен получить максимальное количество услуг по месту жительства, а выезжать за пределы своего района только по желанию».

О необходимости персонифицированного сервиса говорила директор по информационным технологиям муниципалитета Тель-Авива Лиора Шехтер. Сегодня в Тель-Авиве 70% населения входят в «Цифровой Клуб жителей». Горожане осуществляют запись в школы, детские сады, получают парковочные разрешения и другие услуги в электронном виде. На новом этапе муниципалитет должен получить личную информации о каждом жителе, чтобы предложить ему подходящие услуги, например, пригласить родителей маленьких детей на бесплатные мастер-классы. Ежемесячно в Тель-Авиве устраивается до 600 различных активностей для горожан, а муниципалитет не просто собирает налоги с жителей, а создает ценности и становится крупным общественным центром.

Не только привлекать, но и вовлекать

О необходимости прямого участия жителей в управлении городом говорил в ходе дискуссии руководитель департамента городского развития и планирования Вены Андреас Триско. Политикам и управляющим порой очень трудно найти подходящие слова, организовать диалог с жителями, потому что жители как правило настроены негативно к любым изменениям в своем районе, считает Триско. Услышать мнение венцев по актуальным вопросам городского планирования позволяет такая форма, как городские дискуссии, в которых жители могут сами высказывать свое мнение по разным аспектам. Также возможно участие жителей в разработке крупных инфраструктурных проектов. Тогда проще донести точку зрения до жителей.

В Тель-Авиве, по словам Лиоры Шехтер, муниципалитет организует виртуальные собрания, в которых удаленно могут участвовать все желающие.

Наталья Сергунина призвала к постоянному взаимодействию и диалогу между правительством Москвы и жителями. Все новые услуги, которые вводятся для населения, должны исходить из запросов жителей. Портал «Наш город» позволяет получать постоянную оценку работы городских властей. 8 млн человек, зарегистрированные на портале mos.ru, свидетельствуют о существенном уровне проникновения электронных услуг в городское управление.

Умный город — это не только технологии

По мнению Лиоры Шехтер, цифровые платформы позволяют уменьшить неравенство населения. При этом круглосуточный доступ к онлайн-услугам не означает, что должна снижаться мобильность населения. Хорошо развитая система общественного транспорта обеспечивает связанность различных районов города, полагает Андреас Триско.

Все бизнес-процессы и регламенты должны быть оцифрованы, а услуги, которые они обслуживают, востребованы населением, считает Наталья Сергунина. В качестве работающего механизма заместитель Мэра привела услуги, связанные с общеобразовательными учреждениями. Родители могут удаленно отслеживать полный цикл пребывания ребенка в школе — от времени нахождения до питания и оценок в электронном дневнике. Только при слаженном функционировании городских систем и сервисов Умный Город будет эффективно работать для его жителей.

Share: